Календарь и праздники
http://s8.uploads.ru/t/T8Oms.png

праздники зимы

Зимний цикл праздников Славян посвящен умиранию и нарождению новой жизни. Корочун – образ старого умирающего года, Рождество – символизирует рождение нового года. Соответственно, первая половина зимнего цикла посвящения почитанию тайных сил и защиты себя от лиха, вторая половина – прославлению нового Солнца, Света и Жизни. Главнейшими праздниками зимы есть Святки или Коляда. Празднование длится 12 дней, от 27 декабря по 06  января.

ГРУДЕНЬ / ДЕКАБРЬ

04.12.  Веста.
Почитание  Зари, которая символизирует взаимодействие светлых и темных сил. В этот день славят звёздное небо и всех Светлых Богов, почитают Богов Тёмных. Обряд проводится в доме, отец или старший в роду очищает дом четырьмя стихиями, после чего читается Славба Всем Богам. Дети готовятся к встрече Деда Мороза, дабы представить ему свои умения и навыки, приобретённые за год.

06.12.  Мороз.
День почитания Велеса, как управителя зимними морозами, посему зовут его Дед Мороз. Это праздник, когда дети показывают свои знания и умения, и те, кто действительно достиг достойных успехов, одариваются подарками от Мороза. В старину считалось, что нерадивых детей Дед Мороз накажет, а может и насмерть заморозить. В этот день принято проводить игры и гуляния для детей, накрывать праздничные столы, чтобы проводить Славбога Велеса.

21-22.12. Корочун.

В этот день  не проводятся никакие особые обряды, считается нужным защитить себя и свой дом от тайных сил Нави, которые гуляют свою последнюю ночь в Яви.

24.12. Коляда.
После обеда – Свято (праздник) Рода Всевышнего, прародителя всего сущего. Женатые дети несут вечерю родителям. Этот день посвящается единению рода. Дети обязательно приходят либо приезжают к своим родителям. Если родители уже умерли, обязательно несут угощение на могилу. Ни в коем случае нельзя употреблять хмельное, а в рождественские дни нужно особенно следить за чистотой, чтобы никто из родственников не нарушал святости. 

25.12. Почитание Великой Матери Лады.
День прославления Матери Лады, великой жены Сварожей, небесной Богородицы, матери всех Родных Богов. В сей день девушки и женщины справляют Славбу Богине Ладе, восславляют её любовь и лад. В этот день принято творить поминальные обеды и поминки в храмах (ночью все покойники сходятся в храм, где им читают молитвы волхвы). На Богородицу молодежь проводит большие вечери из продуктов, которые удалось наколядовать. Заработанные колядованием деньги молодежь отдаёт для общины и храма.

31.12. Щедрый Вечер.

Народное название праздника – Маланка. В отличие от Колядований, в которых берут участие только парни, Маланка – обряд также и девичий. В этот вечер девушки ходят щедровать. Они, как правило, не заходят в дом, а поют песни-щедровки под окнами.  Парни в этот день выбирают промеж себя лучшего затейника, переодевают его в женские одежды – и он исполняет роль Маланки. Выбирают ещё и других персонажей. Выйдя на улицу, начинают шутить. Вдосталь позабавившись, всей гурьбой идут в дома, где есть дочери на выданье. Входя в дом, парни проводят игры, в ходе которых создают беспорядок в доме. Особенной проворностью отмечается Маланка: она разбрасывает мусор, заглядывает в горшки, чтобы отыскать посуду с молоком и измазать им печь, посему хозяева предварительно прячут всякую утварь подальше от вредной Маланки. Девицы также рядят Маланку и Василя, но щедруют они, не входя в дома, а во дворах и под окнами.

СЕЧЕНЬ / ЯНВАРЬ

06.01. Водосвятие.
Утром люди идут к водоёмам, чтобы запастись на весь год святой водой, владеющей в это время чудодейственной целебной силой. На реке или на пруду выпиливают изо льда равносторонний крест или круг-прорубь, которые символизируют Солнце. Рядом с крестом стоит престол изо льда обвитый сосновыми ветвями – так называемые «небесные врата».

Волхвы и жрецы освящают Яр-Данскую воду. Люди, набрав освященной воды, умывают  глаза, чтобы хорошо видели, уши, чтобы хорошо слышали (и только добрые слова), лоб, чтобы мудрой была голова, а придя домой, обтирают тело, чтобы здоровым было, как вода. Смельчаки купаются в проруби, зная, что целый год не будут болеть и будут благословенны.

ЛЮТЕНЬ / ФЕВРАЛЬ

02.02. Громница, Стреча.
«Встреча» Зимы с Весной или, если делить год не на четыре поры, а на две, битва Зимы с Летом. Славяне олицетворяли Зиму со старой костлявой сгорбленной старухой в чёрной полинявшей одежде. Зима – это Богиня Смерти, Мара. Богиня Зимы рьяно борется с Богиней Весны – молодой красивой девушкой, облачённой в зелёные одеяния. На Сретенье люди идут в храм на Славление и несут с собой свечу (после освящения её называют громничной). Когда весной налетала сильная буря с громом и молниями (в народе говорили, что бьют перуны), то люди, дабы защитить себя, подворье и скот от огненных зарниц, зажигали свечу-громничку, освященную в храме, ставили её перед образами и кумирами Богов.

Вместе со свечками-громничками в храме освящали воду (называли «сретенской»). Её берегли, потому что была она целебной, и применяли против «сглаза», лечили уши, натирали больные места на теле. Той водой весной окропляли хозяина, когда он первый раз шел пахать, её применяли, когда впервые выгоняли скот на поле, чтобы его «не брали» лихие очи. Принесённой освященной водой окропляли дом (углы), чтобы в нем всегда было счастье.

24.02. Будник (Обретение гнёзд).
Птиц зазывают из Ирия. Пекут обрядовые пряники. В этот день призывают птиц, дабы встретить их на Сорочины. Никаких особых обрядов не проводится, поются песни-славления Ирию, читаются молитвы о благе и богатстве в семье.

праздники весны

Весенняя часть Кологода посвящена праздникам возрождения жизни, молодости и буйства природы. В это время наиболее чтят Богов, оплодотворяющих и рождающих жизнь.

Березень/Март

01.03. – Заклички

Этот день посвящён прославлению весны и зазыванию сил Добра и Жизни в мир. В этот день славяне призывают Стрибога явиться в ликах тёплых южных ветров. Поэтому на Заклички, собираясь на капищах, святилищах или в родовых поселениях, славяне творят Требы Стрибогу.

10.03. – Жаворонки
В этот день встречают птиц из Ирия. Матери пекут из теста «птичек», с которыми дети бегают, зазывая птиц прилететь: «Вылети, гуля, горою, вынеси лето с собою. Вылетела гуля горою – вынесла лето с собою». В обрядодействии встречи птиц принимают участие девушки и парни.

Выбрав самую красивую девушку, украшают её лентами и веночком. Взяв в руки «жаворонков», она обращается к старшей женщине: «Благослови, мать, весну зазывать! Весну зазвать, зиму провожать, зима на возах, а лето в челнах!».

Выйдя за село, группа запевает: «Ой ты весна, ты весна, ты с чем к нам пришла?!». Девушка отвечает:

«Я пришла к вам с теплом и с зелёной листвой». Обойдя вокруг, все становятся на холме и призывают птиц: «Из края-курая птичек вызываю: Летите, жаворонки, к нашей сторонке, ласточки, спешите, да к нашей хате – весну встречать, зиму провожать!».

18.03. – Навский Великдень

В этот день поминают предков. В этот день принято прибирать их могилы, украшать цветами и венками. После Славления люди, придя домой, готовят ужин на Богатой кутье, где обязательно должна быть кутья с мёдом. Это ужин с предками. Этот день ещё называют «чистым четвергом», потому что до восхода солнца необходимо искупаться.

24.03. – Ярило Красный
Люди идут на ночное Славление. Возле храмов и капищ на жертвенниках разводится огонь, который поддерживается до восхода солнца. Кто остался дома, пытается провести ночь без сна и поддерживает огонь в печи или зажигает до утра свечу. В эту ночь воцаряется на небесах Ярило – Бог цветения природы, весеннего солнца, плодовитости, деторождения, буйства и яри. Ярило оплодотворяет своей силой землю, благословляет её на новый урожай. На Великдень у всех жертвенников освящают яйца-писанки, чтобы потом угостить всех в доме. Писанка символизирует собой Вселенную, которую расписывает-оплодотворяет Небесная сила, чтобы был новый урожай, чтобы творение мира продолжалось. Утром в праздничной одежде люди идут к храму или на капище. Дома, по возможности, никто не остаётся. Считается очень хорошим знаком, когда хозяин или хозяйка сможет принести домой огонь Ярилы – свечу с огнём жертвенного огнища. Это ознаменует собой наполнение дома духовным и телесным благом через обновление семейного огня. После Славления все братаются, выражая большую радость, приветствуя друг друга с Великоднем и Воскрешением природы. Дома угощаются крашенками и другой освященной пищей. Скорлупу из освящённых яиц бросают в реку, чтобы доплыла к волхвам-рахманам и известила о Великодне. На Великодень обязательно пекут бабку-кулич, которую позднее начали называть, по-христиански, паской.

Кветень/Апрель

08.04. – 3меев день. Ящер
Почтение Велесового потустороннего мира.
В этот день просыпаются змеи и все гады, которые выползают погреться на солнце. У славян принято подносить им требы из пищи, почитая таким образом скотьего Бога Велеса. Никаких особых обрядовых действие не проводится, читаются славления Велесу.

22.04. – Лельник (день Богини девической любви – Лели)
Лельник – праздник, когда девичья община принимает к себе новую девицу. После обеда на лугах собираются хороводы. Среди группы выбирают самую красивую девушку, украшают ей шею, руки, ноги и талию всевозможной зеленью, а на голову надевают венок из свежих цветов. Потом девушку торжественно садят на «трон» (делают его из свежевыкопаного дёрна). Положив одну на другую несколько плиток, создают, таким образом, своеобразный стульчик. Рядом с «троном» ставят крынку с молоком, сыр, масло и другие молочные продукты. К ногам «Ляли» каждая девушка кладёт веночек. Девушки водят вокруг «Ляли» хороводы и поют песни, преимущественно веснянки. После этого «Ляля» раздаёт подругам гостинцы и бросает присутствующим по веночку. Девушки пытаются поймать их на лету и сохранить дома до следующей весны. Веночки – это благословление на приход духовной пары.
Собирались по сёлам парни и девушки, выбрав самого красивого (или красивую), одевали его так, как представляли себе Бога Ярилу, и сажали на белого коня. Вокруг него долго водили хороводы-сварги. На всех, кто принимал участие в игрище, должны были быть венки из свежих цветов. Если тепло и солнечно, обряд проводили в чистом поле на засеянных нивах (при участии пожилых людей). Хоровод исполнял песню, в которой славились деяния Бога Ярила: как он ходит по миру, выращивает урожай на нивах и дарит людям плодородие. Воины – состязания проводили, силу и умения в игрищах военных показывая. В Ярилов день, обычно, ходят босиком по росе и умываются ею, потому что она в этот день считается очень целебной. Эта роса – живое воплощение Божьего дыхания, которое осело на прохладной траве. Женщины и мужчины, которые не могут зачать детей, в этот день с особенными утренними молитвами встречают Солнце-Ярилу в священных рощах, приносят огненные пожертвования и в тех огнях очищают тела свои для зачатия новой души. Мужчины, приступая к священнодействию с женой своей, приговаривают: Ярило светлый, как засеваешь Землю-Матушку на приплод добрый, благослови и меня, сына своего, пусть и моя семья приплод имеет, сыном мужественным, доченькой-красавицей.

30.04. – Радуница, Тризница, (ночь поминовения Богов и Предков)
Этот праздник – своеобразные проводы Духов Предков, которые по поверьям приходят к нам на Великдень Даждьбожий. В канун Радуницы женщины несут в храмы и на капища корзины с пищей и обрядовой кашей для освящения и отправления поминок. Потом с этим всем, что символизирует коливо, – то есть жертву предкам,– посещают могилы или реку, где был высыпан прах предков. При этом гробки (могилы) приводят в порядок. Если еду не святили в храме или на капище, то хорошо бы это сделать на гробках. Корзины складывают в ряд, возле них зажигают свечи, и жрец правит большую Тризну, поминовение Предков. После этого еду несут покойникам и раскладывают на могилах. После, употребляя пищу, поминают умерших: «Дай нам, Боже, долго на этом свете прожить, в добром счастье хозяйствовать, а умершим – радостно в Ирии пребывать!». Существует древний обычай угощать людей яствами, чтобы поминали предков, а оставленные на берегу реки или на могилах лакомства предлагать взять детям (иногда дети после поминок сами забирают их), как упоминание об умершем.

Травень/Май

10.05. – Русальин Великдень. Зильник. Почитание русалок. На юге Руси –  собирание целебных трав. Купель на травах. Отмечается на 18-й день от Ярилы Буйного.

В этот день до восхода солнца, когда ещё не сошла роса, ходят собирать травы. Женщины идут к тайным местам – где петухов не слышно, куда не доносится лай собак. Отыскав растение, становятся лицом на восток и молятся: «Матушка Лада ходила, зелье родила, ведром поливала, нам в помощь давала!» или: «Трава-трава, красна-девица, не я тебя сажала, не я и поливала: Господь тебя сажал, Господь-Даждьбог и поливал, всякому внуку на помощь давал!». На Зильник купаются в купели из целебных трав. Женщины и мужчины, нарядившись в праздничные одежды, идут на поля, устраивают трапезу с разнообразными забавами, а затем разносят еду на края нив – для русалок. На лесной опушке расстилают скатерть, готовят принесенную с собой еду и напитки (преимущественно мёд-пиво) и садятся обедать. По окончании трапезы девушки расходятся, чтобы плести венки. Иногда они собираются возле одного дерева, а когда девушек много, отыскивают несколько берёзок с таким расчётом, чтобы ветви разных деревьев можно было достать и сплести их вместе. Разбившись по парам, плетут веночки, не отламывая веточек. Эту работу сопровождают песней: «Ой, выгляни, серебряный месяц, из-за тученьки, – должна выйти из воды сестра-русалонька. Распрощалась она с миром, моя мила, а сегодня должна выйти, потому что зелёная неделя».

праздники лета

Праздники лета – это праздники культа рождения, урожая и защиты этого урожая от различных напастей. Идея продолжения рода и приплода как такового раскрывается практически в каждом празднике, основным из которых есть Купала-Семиярило.

ИЮНЬ / ЧЕРВЕНЬ

01.06. Шума.
Даждьбог ходит по земле и наполняет всё сущее силами. Прадник Шума завершает весенний цикл, это день последних весенних хороводов в Священных Рощах. Шум есть сам Князь-Даждьбог, который нарядил природу листьями и зеленью.

05.06. Семик. (Ярило).
Древний славянский женский праздник, посвящённый почитанию великой силы Матери Земли, праздник магических женских обрядов. Ярило почитается женщинами в этот день в своей оплодотворяющей сущности. Этот день чётко противостоит в календаре Морозу (Велесову дню)

21.06. Купальский зачин.
Летнее солнцестояние. Подготовка к празднику, волховские обряды.

23.06. Ночь на Купалу.
Приходится на 3-ю ночь летнего солнцеворота. Она соединяет людей с божественным миром природы. Особенно эту ночь любит праздновать молодежь, принимая участие в обрядовых действах, которые начинаются вечером и заканчиваются встречей Солнца-Купала. Купало (Семиярило) – Бог наивысшей яри солнца, летнего солнцеворота, вершина и объединение противоположностей. В преддверии Купала проводятся все самые святые обряды и действа. В Купальскую ночь, когда всё изобилует зеленью, Бог Купало благословляет зрелость всего сущего, а сердца молодые и юные скрепляет любовью. Пара, которая берётся за руки и перепрыгивает через священный купальский огонь, считается помолвленной.

На Купала открываются Небесные врата, и все молитвы легко и свободно летят в Ирий, к Богам. Это самое лучшее время для того, чтобы начинать новые и серьёзные дела, потому что в человеческой жизни Купало является проявлением достижения зрелости и способности к самостоятельному решению важных дел. В Купальскую ночь Даждьбог в лике Перуна зажигает цветок папоротника, и счастлива та пара, которая увидит его. Но зажигается тот цветок не столько в мире Яви, сколько в душе человека, который предназначение свое нашёл, твёрдо на путь стал и к цели идёт, не оглядываясь, оттого он непостижимо большим счастьем владеет и, что ему в мире делать, знает. Пары, которые один путь на двоих находят, душами соединяются и способность Праву ведать получают, а это – наибольшее Богатство во всех мирах.

В это время небесное светило находится в куполе – наивысшей небесной точке, потому дни самые длинные, а ночи – самые короткие. Растительный и животный мир получает наибольшее количество тепла и света, дозревают зёрна и плоды.

В Купальскую ночь полевые и лесные травы набирают исключительных волшебных свойств, большой лечебной силы. Сбором зелья занимаются в основном старшие люди, потому что им больше всех нужна помощь лекарственных растений. Собирать траву выходят рано утром. В это время загадываются самые сокровенные желания, и они, так или иначе, исполняются.

24.06. Купала.
Рождество летнего Солнца (Семиярила).
С утра проводят освящение воды, криниц, сбор лекарских трав.

ИЮЛЬ / ЛИПЕНЬ

14.07. Белобог. Летний Стрибог. Посвистач.
День ветров.
В середине лета, когда уже видно по урожаю, как будет жить род,– хорошо или худо, –чтят Отца Стрибогат, как Отца ветров, которые могут принести как добрые, так и лихие изменения.В его день принято гадать по огненным стрелам, пуская с востока на запад.

20.07. Перунов день.
Чтобы был хороший урожай, в Перунов день мужчины приносят «пожертвы» дубам, обращаясь к Небу, а женщины – липам, обращаясь к материнским силам Земли.
Именно в Перунов день проходят моления возле старых дубов – священных Перуновых деревьев, ритуальные обеды, освящение воды «перуновыми топориками», плетение дубовых венков и возложение их на головы мужчинам для крепости и здоровья. Но, самое главное, именно в Перунов день славянские мужи проводят тризны, поединки, в которых испытывают свою силу и смелость. Жрецы зазывают померяться силами самых достойных, один из которых становится князем Перунова дня.

22.07. Летняя Перуница.
Почитание молнии, женского проявления Громовержца. Через два дня после праздника Перуна почитают его супругу (воинственный женский лик) – Перуницу-Додолу. Издревле повелось у славян, что женщина, в крайне опасных для родной земли случаях, брала в руки оружие и обороняла свой род. Это происходило тогда, когда гибли способные к обороне мужчины, либо их не было. В сей день девицы, девы проводят свои тризны, соревнуются во владении особыми видами оружия и навыках самообороны. В этот день также проводят девичьи посвящения.

26.07. Чур. Паликопа.
Проводятся обряды на соединение огня земного с огнём небесным, роды молятся о сохранении коп жита-пшеницы. В этот день принято разжигать огни из соломы и очищаться, перепрыгивая через них. Обходят ниву с молениями об урожае, обращаются к Богам с просьбой сохранить и защитить поля страдные.

АВГУСТ / СЕРПЕНЬ

01.08. Спасовка.
Благодарение Роду Всебогу и Родным Богам за урожай. Освящение мака, цветов, источников и криниц. Принято кроме всего прочего почитать Души Предков, освящать колодцы и родники, там разжигают два огня и проводят окуривание источников, после чего проводят гуляния с песнями и плясками.

07.08. Спожинки.
Освящение мёда, яблок, груш и иных садовых даров. Особых обрядов в этот день не проводится, но в семьях принято устраивать застолья, а хозяин особое внимание уделяет молитве у пасеки (если таковая есть), обращаясь к Велесу за благословением и освящением его хозяйства. На капищах и святилищах жрецы освящают садовые дары (фрукты, ягоды).

17.08. День пречистой Матери-Земли.
Жрицы проводят обряды благодарения и принесения пожертвований Земле-Матушке.

18.08. Хорояр.
День освящения и потребления жертвенного каравая из нового зерна, благодарения Даждьбога за щедрые дары, урожай. В этот день освящают зерно для посева озимых. Проводят обрядовые соревнования на конях, гадание по коню и почтение коня, как образа Бога Солнца – Хорса, Ярила, Даждьбога. Коней украшают лентами, заплетают им гривы, отдают всевозможные знаки почёта и уважения.

31.08. Постриги. День Священного Огня-Защитника.
Вечернее зажжение семейного огнища, поминовение погибших Богатырей да Витязей родной земли. Воинские посвящения. Зажжённый в этот день огонь хранится в доме до весны, его стараются не погасить, принести в печь, зажечь от него свечи. Также в этот день проводятся варновые посвящения, постриги.

праздники осени

ОВСЕНЬ – СЛАВЯНСКИЙ ПРАЗДНИК ОСЕНИ
Овсень одно из имен Сивояра, от того и сам послелетний отрезок времени называется в его честь – осенью. Главные действия в честь Овсеня связаны с аграрно-хозяйственными работами, точнее их завершением и единением родов. Ведь по окончании жатвы роды собирались на совместные общественные праздники, в это же время веси (хозяева) справляли свадьбы.

Главными действующими лицами этого праздника являются пожилые люди, женатые пары, те, кто уже имеет детей. Необходимыми атрибутами праздника являются Дидух (символ вступающего в силу Велеса), зёрна ржи, пшеницы и овса, большой калач.

На Овсень готовят большой калач, на Руяне он был в рост человека. Этот калач символизировал богатство всего рода, итог достижений огнищан.
В этот день устраивается великая братчина, пир. На него сходится вся община, каждый приносит лучшее от стола семейного к столу родовому. Проводят обряд гадания и предсказания будущего.